Минэкономразвития России предложены поправки в Федеральный закон "Об акционерных обществах", направленные на защиту прав миноритарных акционеров
В гражданском законодательстве все отношения субъектов экономической деятельности рассматриваются через призму соблюдения «баланса прав и обязанностей». Наделяя одно лицо субъективными правами, законодатель корреспондирует иному лицу «ответную» обязанность. Подобные отношения, в науке гражданского права называются гражданскими правоотношениями.
Гражданское правоотношение – это возникающая на основе гражданско-правовых норм связь между субъектами хозяйственной деятельности, характеризующаяся наличием взаимных прав и обязанностей, осуществление которые обеспечивается государством.
Проблемы гражданских правоотношений занимаются особое место в науке гражданского права. Фундаментальный характер данного понятия обеспечивает постоянный интерес цивилистов к вышеуказанным проблемам и наличие серьезного объема уже разработанных научных подходов.
Следующим моментом, на который как нам кажется, необходимо обратить внимание, является определение юридического лица, которое содержит отечественное законодательство.
Юридическими лицами считаются организации, которые отвечают следующим критериям: наличие обособленного имущества, несет ответственность по взятым на себя обязательствам, выступает в гражданских правоотношениях от собственного имени, осуществляет гражданские права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.
Вышеуказанные критерии наделяют организации статусом юридического лица, который необходим для нормального осуществления предпринимательской деятельности.
Так, законодатель разделяет все юридические лица на государственные и муниципальные унитарные предприятия, и учреждения, а также на корпоративные организации.
Среди коммерческих организаций особое внимание всегда уделялось недавно реформированным акционерным обществам. Так, с 1 сентября 2014 года были упразднены такие виды обществ как ЗАО и ОАО. По вновь предложенной классификации, акционерные общества были разделены на публичные и непубличные. Изменения были связаны с тем, что государство устанавливало больший контроль за деятельностью акционерных обществ, которые выразилось в ежегодном аудите и множестве других дополнительных мер.
В настоящий момент взгляд законодателя обратился на проблему «миноритарных» и «мажоритарных» владельцев акций. Подобный интерес обусловлен наиболее уязвимым положением миноритарных владельцев, которые не могут полноценно участвовать в управлении собственными компаниями.
Так, миноритарным акционером, миноритарием, называется акционер компании, размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией, подобные пакеты акций еще называются «не контролирующими».
Мажоритариями же в свою очередь являются владельцы контрольного пакета акций, которые могу непосредственно участвовать в управлении обществом.
На данный момент закон наделяет миноритарных акционеров следующим объемом прав, которые позволяют им «не оставаться в стороне» от управления компанией:
-
установлен кворум ¾ и более для принятия следующих важных решений в «жизни» компании:
- изменения, которые отнесены законом к изменениям, вносимым в устав АО, их реорганизация и ликвидация, формирование основных положений об акциях АО, а именно указание их количества и стоимости, а также приобретение обществами собственных акций
- необходимость одобрения сделок, которые по своим критериям, отнесены законом к разряду крупных сделок, а именно сделки с имуществом, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости всех активов АО
- уменьшение номинальной стоимости акций, которое приводит к уменьшению уставного капитала АО
- при выборе совета директоров установлено кумулятивное голосование
- при приобретении более 30 % акций, приобретатель обязан предложить остальным акционерам выкупить их акции по цене не ниже средневзвешенной.
- акционеры-владельцы более 1 % акций могут предъявлять требования к руководству общества, которые своими действиями или бездействиями причиняли убытки обществу
- акционеры-владельцы более 25 % акций имеют право на ознакомление с данными бухгалтерской отчетности и протоколами заседания правления.
Законодатели предлагают наделить миноритариев дополнительными правами, которые отражены в рассматриваемом проекте федерального закона. Предложено внести следующие положения, которые, по их мнению, упрочат положения наиболее бесправных субъектов гражданского права (оритариев):
- указание в уставе на минимальный размер дивидендов, в том числе в процентах от чистой прибыли, позволяют считать определенными размер этих дивидендов и ликвидационную стоимость по привилегированным акциям
- если размещение привилегированных акций определённого типа может повлечь уменьшение размера дивидендов или их ликвидационной стоимости. То владельцы этих акций приобретают право голоса на общем собрании при голосовании по вопросам о внесении в устав положений об объявленных привилегированных акциях
- расширение компетенции совета директоров акционерного общество, то есть предложено отнести к компетенции совета директоров следующие полномочия: формирование комитетов совета директором, формирование руководящих принципов и подходов к внутреннему контролю в АО, управлению рисками и внутреннему аудиту
- необходимость, в четко оговоренных законодательством случаях, формирования ревизионной комиссии, которая будет осуществлять контроль за внутренней хозяйственной деятельностью АО
Казалось бы, укрепление правового положения самых незащищенных субъектов гражданского оборота должно положительно влиять на сложившуюся ситуацию, однако на практике владельцы именно «неконтролирующего» пакета акций дестабилизируют работу обществ и препятствуют целям их создания. Подобные действия в корпоративном праве называются корпоративным шантажом (инмэйл»).
Целью корпоративного шантажа является зачастую простая жажда наживы, то есть получение завышенной стоимости за продажу принадлежащей миноритарию части акций, угрожая при этом полностью парализовать хозяйственную деятельность общества. Другой, не менее важной, целью гринмэйла является получение информации от общества для последующего извлечения необоснованной выгоды, а именно передача конкурентам за вознаграждение, самостоятельное использование в коммерческой деятельности.
При этом шантажирующим акционером может является как миноритарный акционер, который не так давно приобрел свои акции исключительно с целью оказания давления на общество, так и акционер, который владеет своими акциями уже довольно продолжительное время.
Отличительной особенностью гринмэйла является то, что, хотя действия акционеров и носят формально законный характер, т.е. де-юре акционеры отстаивают собственные права, однако де-факто их реальные намерения, не связанны с восстановлением их прав. Иными словами, указанные действия представляют собой одну из форм злоупотребления правом.
Одной из основных проблем в отечественном корпоративном праве является то, законодатель не уделяет практически никакого внимания проблеме злоупотребления правом в корпоративных правоотношениях. Кардинально же другой подход к данной проблеме содержит зарубежное законодательство. Наряду с нормами, которые направлены на защиту прав миноритарных владельцев, разработан целый рад законодательных мер, которые помогают поддерживать равновесие прав и обязанностей всех участников гражданского оборота. В настоящий момент законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо специальных норм права, которые бы определяли и ограничивали случае недобросовестного использования миноритариями своих прав.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что необходимо принятие комплексного, абсолютно нового подхода к регулированию прав и обязанностей миноритарных акционеров, направленное на стабилизацию правового положения указанных групп граждан.