Выбор формы ведения бизнеса. Что лучше на начальном этапе - ООО или ИП?
Если Вы планируете вести свой бизнес самостоятельно, для него не требуется привлечения инвестиций, не ожидается большой торговый оборот, а основными клиентами магазина будут физлица, то на начальном этапе лучше регистрировать ИП. Процесс регистрации и ведение бухгалтерской и налоговой отчетности будет более простым и понятным, проверки контролирующих органов более лояльными, а в случае выявления правонарушений, штрафные санкции к ИП значительно мягче, чем к юрлицам. Закрыть ИП очень легко, а ликвидировать компанию довольно хлопотно и дорого.
Однако, есть и минусы:
- ИП, в отличие от юрлица, отвечает по взятым на себя обязательствам перед клиентами, контрагентами и контролирующими органами всем своим имуществом;
- если Ваш магазин ориентирован на товары для бизнеса, то могут возникнуть проблемы с клиентами, так как многие компании предпочитают заключать договоры с юрлицами, считая их более надежными контрагентами, с которыми проще решаются деловые вопросы, в том числе с возвратом НДС.
Если интернет-магазин открывается совместными усилиями нескольких партнеров и есть необходимость обозначить доли финансовых вложений каждого из них, то форма ИП не подойдет однозначно, потребуется регистрация ООО.
Выбор системы налогообложения. Рассмотрим основные системы и их отличия.
Для дистанционной торговли подходит только три режима налогообложения:
- общая система ОСНО;
- упрощенка 6 процентов с «доходов»;
- упрощенка 15 процентов с «доходов минус расходы».
Популярные у предпринимателей патент и вмененка для интернет-магазина налоговым законодательством не предусмотрены.
Общий режим, как правило, не выгоден, потому что придется платить все виды налогов в полном объеме, соответственно, налоговые расходы будут выше, и бухгалтерия значительно сложнее, чем на упрощенке. Тем не менее, если торговый оборот предполагается большим и/или Вы планируете работать с юрлицами, то данный налоговый режим Вам подойдет.
Упрощенка 6 процентов выгодна в том случае, если у Вас нет возможности подтверждать расходы соответствующими документами, наценка на товар значительная, и нет желания обременять себя дополнительной нагрузкой при подготовке и сдаче отчетности.
Доходы минус расходы, как правило, - оптимальный вариант, если работа с поставщиками и подрядчиками полностью белая (каждая поставка закрыта документами), а наценка на товары небольшая. Минус: отчетности больше, и она сложнее, проверки налоговой - тоже более жесткие.
Регистрация бизнеса.
Для ИП процесс регистрации значительно проще, пакет документов минимален и требования у налоговой-регистратора мягче. В частности, нет необходимости арендовать помещение для юрадреса. Можно зарегистрировать ИП по своему домашнему адресу, что очень удобно.
Для госрегистрации юрлица потребуется подтверждение юрадреса документами о собственности или арендным договором на конкретное помещение. При этом арендный договор должен отвечать массе требований, в противном случае налоговики откажут в регистрации. Пакет документов на юрлицо также более объемный. Потребуется создать и предоставить в налоговую учредительную документацию с учетом всех требований законодательства к учредительным документам.
Открытие расчетного счета. Какие критерии следует учитывать при выборе банка. Подключение платежных сервисов.
Завершив регистрацию в налоговой, будет необходимо открыть расчетный счет в банке. Учитывая, что в последнее время ЦБ отнимает лицензии у банков чуть ли не каждый день, к выбору банка следует отнестись очень серьезно. О надежности банка можно судить по стоимости его активов, государственному участию в его капитале и времени нахождения на рынке. Хотя 100% гарантии, что банк не лишится лицензии, все равно нет. При этом, чем банк более надежен, тем более жесткие условия он выставляет своим клиентам. Это касается и тарифов, и лимитов, и ограничений по обналичиванию средств, и требований к клиентам и подтверждающей документации по операциям, и многих иных параметров, включая удобство работы с банк-клиентом. Поэтому, выбор банка следует делать не только из соображений его стабильности на рынке, но и лояльности к клиентам, по методу “золотой середины”. Данный вопрос мы рассматривали на вебинаре, посмотреть который можно на нашем канале YouTube: «Открыть расчетный счет в банке».
Кроме открытия счета для интернет-магазина важно правильно выбрать платежные сервисы. Чем больше возможностей оплаты, тем больше клиентов Вы сможете получить. Практика показывает, что в большинстве случаев клиент предпочтет купить товар немного дороже, но более удобным способом для себя. Поэтому выбирайте платежные агрегаторы с учетом двух критериев:
- широкая линейка способов платежа;
- размер комиссии для магазина.
Помимо всего прочего Вам понадобится кассовый аппарат, так как Ваши клиенты будут оплачивать покупки как по безналу, так и наличными курьеру при доставке. Сейчас приобретаются онлайн-кассы нового поколения, которые формируют электронную передачу сведений о покупке в момент оплаты в налоговые органы. Понять, какая касса подойдет для Вашего вида интернет-магазина, а также помочь зарегистрировать ККМ в налоговом органе, могут наши юристы.
Ведение бухгалтерии. Что выбрать - электронные сервисы, взять бухгалтера в штат или же воспользоваться услугами консалтинговой компании.
Уровень сложности бухгалтерской отчетности напрямую зависит от системы налогообложения. Если Ваш магазин работает на упрощенке 6 процентов, то можно вполне остановиться на электронном бухгалтерском сервисе и существенно сэкономить. Однако, если у Вас «доходы минус расходы» и большой документооборот по расходам, лучше, чтобы отчетность велась «живым» специалистом, поскольку малейшая ошибка в отчетности может обернуться серьезными проблемами с налоговой и банками. А если Вы работаете на общем режиме налогообложения, то речь о выборе между «живым» специалистом и электронным сервисом вообще не стоит, поскольку объем бухгалтерской документации будет большой и разнообразный. Однозначно здесь Вам потребуется «живой» специалист, причем - опытный.
Бухгалтера можно взять в штат или заказать абонентское бухгалтерское обслуживание в консалтинговой компании. Штатный бухгалтер обойдется Вам в разы дороже, поскольку Вам придется не только платить ему адекватную зарплату, но и делать на него довольно внушительные страховые отчисления.
Воспользоваться услугами консалтинговой компании более рациональный подход, так как Вы платите только в объеме реально проделанной работы, а в сложных случаях на Вас за те же деньги работает не один человек, а целая команда. При этом консалтинговая компания по договору абонентского обслуживания несет полную юридическую ответственность за свою работу.
Данный вопрос мы также рассматривали в видео, посмотрите его на нашем канале YouTube: «Штатный бухгалтер или аутсорсинг?»
Нюансы, связанные с оформлением сотрудников в штат. Специальная оценка условий труда.
Оформление сотрудников в штат - еще одна головная боль предпринимателей. Любое формальное несоответствие с трудовым законодательством влечет за собой суровые штрафные санкции. Самостоятельно подготовить локальные трудовые акты, заключить трудовые договоры с сотрудниками и отчитаться в трудинспекции - довольно сложная задача.
Кроме этого теперь спецоценка условий труда стала реальностью даже для интернет-магазинов, несмотря на то, что условия труда в данной сфере явно не могут представлять собой никакой угрозы для жизни и здоровья работников. Организация и проведение спецоценки - непростое и недешевое удовольствие. Потребуется заключить договор с аккредитованной экспертной организацией, создать комиссию для проведения спецоценки, правильно определить, какие трудовые места необходимо идентифицировать, а какие из них могут быть отнесены к аналогичным и не требующим спецоценки. Далее надо своевременно сдать отчетность. Подробнее о том, как проходит спецоценка, можно посмотреть в нашем видео на YouTube: «Как проводится СОУТ»
Спецоценке не подлежат дистанционные рабочие места. Но при работе с удаленными сотрудниками возникает другая проблема. Необходимо точно установить их место пребывания, чтобы не столкнуться с нерезидентами РФ, которыми запросто могут оказаться граждане России. Среди удаленных специалистов многие из них предпочитают большую часть года путешествовать по разным странам, что автоматически превращает их в нерезидентов РФ. В этом случае очень велик риск нарваться на проблемы с налоговой, поскольку платежи с нерезидентов налоговики рассчитывают по иным тарифам и правилам, а налоговым агентом по отношению к сотрудникам-путешественникам выступать будет их работодатель, то есть все вопросы налоговой будут обращены к Вам.
Внесение в реестр операторов персональных данных. Разработка политики обработки персональных данных. Оферта с пользователями. Как рассылать e-mail и смс, чтобы соблюдать режим работы с персональными данными.
Дистанционная торговля не может осуществляться вне работы с персональными данными (ПД) клиентов интернет-магазина. Поэтому любой интернет-магазин является оператором ПД и обязан выполнять требования законодательства относительно обработки, хранения и сбора ПД. Несоблюдение требований о ПД может вылиться в серьезные проблемы, от штрафных санкций до уголовного преследования.
Основными требованиями по ПД являются:
- госрегистрация ИП или юрлица в реестре операторов ПД (реестр ведется в Роскомнадзоре, для регистрации в реестре необходимо направить в адрес Роскомнадзора уведомление);
- разработка Политики обработки ПД и Правил работы с ПД (необходимо разработать локальные документы в полном соответствии с требованиями законодательства и разместить их на сайте интернет-магазина так, чтобы клиент мог иметь доступ к ним с любой страницы сайта);
- разработка внутренней документации, определяющей обязанности и ответственность сотрудников при работе с ПД;
- хранение ПД должно осуществляться только в пределах территории РФ (нельзя использовать для хранения баз данных с ПД облачные и иные сервисы, физически находящиеся за рубежом);
- получение, обработка и хранение ПД может осуществляться только при условии согласия клиента;
- запрет на запрос у клиента информации, в которой нет обоснованной необходимости.
Большое внимание следует уделить разработке оферты с пользователями, а также при работе с e-mail и смс рассылками. При вводе личных данных в форму заказа или обратной связи необходимо запрашивать согласие клиента на обработку его данных каждый раз, когда он использует форму. Смотрите подробнее наш ролик на YouTube: «Как компании не нарушать закон о персональных данных».
Работа с подрядчиками и контрагентами. Перечень основных договорных конструкций, которые необходимы для работы интернет-магазина.
Взаимодействие с подрядчиками и контрагентами необходимо оформлять с использованием правильных договорных конструкций, чтобы не иметь лишних вопросов от налоговой и надежно защитить свои интересы в случаях недобросовестного поведения или мошеннических действий со стороны контрагентов.
Вам придется работать с контрагентами с использованием:
- договора поставки;
- договора подряда;
- договора оказания услуг;
- договора аренды складских помещений или договора складского хранения;
- договоров с логистическими компаниями;
- иные договорами и документацией к ним (с учетом специфики Вашего бизнеса и требований действующего законодательства).
- таможенной документации (при работе с зарубежными поставщиками).
Другие юридические нюансы
В ходе открытия и работы интернет-магазина могут возникать и иные юридические вопросы, связанные:
- с оформлением и защитой авторских прав, в том числе прав на фото-контент на страницах товаров;
- с требованиями правовых норм о защите прав потребителей;
- со специальными правовыми режимами оборота отдельных видов товара и т.д.
Поэтому до открытия интернет-магазина, мы рекомендуем предпринимателям проконсультироваться с опытным юристом, который подскажет оптимальные правовые решения для Вашего бизнеса с учетом обстоятельств Вашей конкретной ситуации.